Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 17 № 514718
i

Сто­ро­на CD пря­мо­уголь­ни­ка ABCD ка­са­ет­ся не­ко­то­рой окруж­но­сти в точке M. Про­дол­же­ние сто­ро­ны AD пе­ре­се­ка­ет окруж­ность в точ­ках P и Q, причём точка  P лежит между точ­ка­ми D и Q. Пря­мая  BC ка­са­ет­ся окруж­но­сти, а точка Q лежит на пря­мой BM.

а)  До­ка­жи­те, что ∠DMP = ∠CBM.

б)  Из­вест­но, что CM  =  17 и CD  =  25. Най­ди­те сто­ро­ну AD.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  За­ме­тим, что \angle CBM=\angle MQD, по­сколь­ку пря­мые BC и AQ па­рал­лель­ны. Углы \angle DMP и \angle MQD равны, по­сколь­ку оба равны по­ло­ви­не дуги MP (пер­вый  — угол между ка­са­тель­ной и хор­дой, вто­рой  — впи­сан­ный угол), от­ку­да и сле­ду­ет утвер­жде­ние за­да­чи.

б)  Обо­зна­чим центр окруж­но­сти за O, а ос­но­ва­ние пер­пен­ди­ку­ля­ра из точки O на пря­мую AD за K, на пря­мую BC  — за L. Тогда CMOL  — квад­рат и, зна­чит, ра­ди­ус окруж­но­сти равен 17. Тогда в тре­уголь­ни­ке OPK имеем

PK= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: OP в квад­ра­те минус OK в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: OP в квад­ра­те минус MD в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 17 в квад­ра­те минус левая круг­лая скоб­ка 25 минус 17 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та =15.

Зна­чит, PQ=2PK=30. Тогда DK=17, PD=DK минус PK=2.

Тогда DQ=32 и  тан­генс \angle DQM= дробь: чис­ли­тель: MD, зна­ме­на­тель: DQ конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби , от­ку­да

AD=BC=CM умно­жить на \ctg \angle CBM=17 умно­жить на \ctg \angle MQD=17 умно­жить на 4=68.

Ответ: 68.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та a) и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а) и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а)

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: Ти­по­вые те­сто­вые за­да­ния по ма­те­ма­ти­ке, под ре­дак­ци­ей И. В. Ящен­ко 2016
Методы геометрии: Свой­ства ка­са­тель­ных, се­ку­щих
Классификатор планиметрии: Окруж­но­сти и четырёхуголь­ни­ки