Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д19 C7 № 514587
i

а)  Можно ли пра­виль­ный пя­ти­уголь­ник раз­ре­зать на па­рал­ле­ло­грам­мы?

б)  Можно ли пра­виль­ный пя­ти­уголь­ник раз­ре­зать на тра­пе­ции?

в)  Най­ди­те наи­мень­шее нечётное n, для ко­то­ро­го су­ще­ству­ет n-уголь­ник, ко­то­рый можно раз­ре­зать на па­рал­ле­ло­грам­мы.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Рас­смот­рим про­из­воль­ный па­рал­ле­ло­грамм, при­мы­ка­ю­щий к сто­ро­не пя­ти­уголь­ни­ка. Про­ти­во­по­лож­ная его сто­ро­на па­рал­лель­на сто­ро­не пя­ти­уголь­ни­ка и по­кры­та сто­ро­на­ми дру­гих па­рал­ле­ло­грам­мов. Вы­бе­рем один из них. Его про­ти­во­по­лож­ная сто­ро­на па­рал­лель­на сто­ро­не пя­ти­уголь­ни­ка и так далее. В итоге мы по­стро­им це­поч­ку па­рал­ле­ло­грам­мов, ко­то­рая ни­ко­гда не за­кон­чит­ся  — она не может выйти снова на гра­ни­цу пя­ти­уголь­ни­ка, по­сколь­ку у него нет па­рал­лель­ных сто­рон.

б)  Да, это воз­мож­но. Про­ве­дем через центр O пя­ти­уголь­ни­ка A_1A_2A_3A_4A_5 пря­мые, па­рал­лель­ные его сто­ро­нам. Они пе­ре­се­кут по две сто­ро­ны пя­ти­уголь­ни­ка каж­дая. Оста­вим из этих точек пе­ре­се­че­ния по одной на каж­дой сто­ро­не  — на A_1A_2 бли­жай­шую к A_1 (пусть это B_1), на A_2A_3 бли­жай­шую к A_2 (пусть это B_2) и так далее. Тогда OB_1A_1B_5, OB_2A_2B_1,\ldots  — пять тра­пе­ций, по­кры­ва­ю­щие без пе­ре­се­че­ний пя­ти­уголь­ник.

в)  Как сле­ду­ет из ре­ше­ния пунк­та а), у та­ко­го мно­го­уголь­ни­ка для каж­дой сто­ро­ны долж­на най­тись па­рал­лель­ная ей. Оче­вид­но, это не­воз­мож­но для тре­уголь­ни­ка. Для пя­ти­уголь­ни­ка тоже  — все сто­ро­ны не могут раз­би­вать­ся на пары па­рал­лель­ных, зна­чит, есть три па­рал­лель­ные сто­ро­ны, но тогда две из них со­сед­ние.

Се­ми­уголь­ник по­стро­ить можно. Рас­смот­рим пра­виль­ный ше­сти­уголь­ник A_1A_2A_3A_4A_5A_6, про­длим сто­ро­ну A_1A_2 за точку A_2 до точки E, про­ве­дем через E и A_3 пря­мые, па­рал­лель­ные A_2A_3 и A_1A_2 и от­ме­тим их точку пе­ре­се­че­ния F. Тогда A_1EFA_3A_4A_5A_6 под­хо­дит  — A_2EFA_3 будет па­рал­ле­ло­грам­мом, а остав­ша­я­ся часть  — пра­виль­ный ше­сти­уголь­ник, ко­то­рый легко раз­бить на три па­рал­ле­ло­грам­ма, со­еди­нив центр с вер­ши­на­ми A_1,A_3,A_5.

 

Ответ: а) нет; б) да; в) 7.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты.4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щий ре­зуль­та­тов:

— обос­но­ван­ное ре­ше­ние в п. а;

— при­мер в п. б;

— ис­ко­мая оцен­ка в п. в;

— при­мер в п. в, обес­пе­чи­ва­ю­щий точ­ность преды­ду­щей оцен­ки.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 158
Классификатор алгебры: Числа и их свой­ства