Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д19 C7 № 513224
i

а)  Ре­ши­те в целых чис­лах урав­не­ние 19x плюс 97y=4.

б)  Ре­ши­те в целых чис­лах урав­не­ние 19x плюс 97y плюс xy=4.

в)  Ре­ши­те в на­ту­раль­ных чис­лах урав­не­ние 19x плюс 97y=4xy.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  За­ме­тим для на­ча­ла, что x= минус 10, y=2 под­хо­дят. Также за­ме­тим, что если 19x плюс 97y=194 минус 190, то 19 левая круг­лая скоб­ка x плюс 10 пра­вая круг­лая скоб­ка =97 левая круг­лая скоб­ка 2 минус y пра­вая круг­лая скоб­ка , от­ку­да x плюс 10 крат­но 97.

Зна­чит, x= минус 10 плюс 97t, тогда y=2 минус 19t. Все такие пары под­хо­дят.

б)  Пре­об­ра­зу­ем урав­не­ние.

xy плюс 19x плюс 97y плюс 19 умно­жить на 97=1847, левая круг­лая скоб­ка y плюс 19 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x плюс 97 пра­вая круг­лая скоб­ка =1847.

По­сколь­ку 1847 про­стое число, один из мно­жи­те­лей равен \pm 1, а дру­гой \pm 1847. По­лу­ча­ем че­ты­ре от­ве­та:

(−96, 1828), (1750, −18), (−98, −1866), (−1944, −20).

в)  Пре­об­ра­зу­ем урав­не­ние.

16xy минус 19 умно­жить на 4x минус 97 умно­жить на 4y плюс 19 умно­жить на 97=19 умно­жить на 97,

 левая круг­лая скоб­ка 4x минус 97 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 4y минус 19 пра­вая круг­лая скоб­ка =19 умно­жить на 97.

Пер­вый мно­жи­тель дает оста­ток 3 при де­ле­нии на 4, вто­рой  — оста­ток 1. Рас­кла­ды­вая 19 умно­жить на 97=1843 на такие два мно­жи­те­ля, по­лу­ча­ем сле­ду­ю­щие ва­ри­ан­ты:

4x минус 97=19,4y минус 19=97. Тогда x=y=29.

4x минус 97=1843,4y минус 19=1. Тогда x=485,y=5.

4x минус 97= минус 97, 4y минус 19= минус 19. Тогда x=y=0. Дан­ный ответ не под­хо­дит, по­сколь­ку 0 не яв­ля­ет­ся на­ту­раль­ным чис­лом.

4x минус 97= минус 1, 4y минус 19= минус 1843. Тогда x=24, y= минус 456. Дан­ный ответ не под­хо­дит, по­сколь­ку −456 не яв­ля­ет­ся на­ту­раль­ным чис­лом.

 

Ответ: а)  левая круг­лая скоб­ка минус 10 плюс 97t;2 плюс 19t пра­вая круг­лая скоб­ка при всех целых t; б) (−96, 1828), (1750, −18), (−98, −1866), (−1944, −20); в) (29; 29), (485; 5).

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты.4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щих ре­зуль­та­тов:

  — при­мер в п. а;

  — обос­но­ван­ное ре­ше­ние п. б;

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что S может при­ни­мать все целые зна­че­ния (от­лич­ные от −1 и 1);

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что ра­вен­ства S = −1 и S = 1 не­воз­мож­ны.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 144
Классификатор алгебры: Числа и их свой­ства