Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д15 C4 № 512440
i

Даны тре­уголь­ни­ки ABC и A1B1C1. Пря­мые AA1, BB1, CC1 пе­ре­се­ка­ют­ся в одной точке. Пря­мые AB и A1B1 пе­ре­се­ка­ют­ся в точке C2. Пря­мые АС и A1C1 пе­ре­се­ка­ют­ся в точке B2. Пря­мые BC и B1C1 пе­ре­се­ка­ют­ся в точке A2.

а)  До­ка­жи­те, что точки A2, B2, C2 лежат на одной пря­мой.

б)  Най­ди­те от­но­ше­ние пло­ща­ди тре­уголь­ни­ка A1B1C1 и пло­ща­ди тре­уголь­ни­ка ABC, если вы­со­ты тре­уголь­ни­ка ABC равны 2, дробь: чис­ли­тель: 10, зна­ме­на­тель: 11 конец дроби , дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 7 конец дроби , а вы­со­ты тре­уголь­ни­ка A1B1C1 равны 2, дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби , дробь: чис­ли­тель: 10, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби .

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Пусть O  — точка пе­ре­се­че­ния AA_1,BB_1,CC_1.

В \Delta AOB по тео­ре­ме Ме­не­лая:

 дробь: чис­ли­тель: AA_1, зна­ме­на­тель: OA_1 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: OB_1, зна­ме­на­тель: BB_1 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: BC_2, зна­ме­на­тель: AC_2 конец дроби =1 левая круг­лая скоб­ка * пра­вая круг­лая скоб­ка

Ана­ло­гич­но: в \Delta BOC:

 дробь: чис­ли­тель: OC_1, зна­ме­на­тель: CC_1 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: BB_1, зна­ме­на­тель: OB_1 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: CA_2, зна­ме­на­тель: BA_2 конец дроби =1 левая круг­лая скоб­ка ** пра­вая круг­лая скоб­ка

в \Delta AOC:

 дробь: чис­ли­тель: OA_1, зна­ме­на­тель: AA_1 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: CC_1, зна­ме­на­тель: OC_1 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: AB_2, зна­ме­на­тель: CB_2 конец дроби =1 левая круг­лая скоб­ка *** пра­вая круг­лая скоб­ка .

 

 

Пе­ре­мно­жим левые и пра­вые части ра­венств (*), (**), (***). Будем иметь:

 дробь: чис­ли­тель: AA_1, зна­ме­на­тель: OA_1 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: OB_1, зна­ме­на­тель: BB_1 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: BC_2, зна­ме­на­тель: AC_2 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: OC_1, зна­ме­на­тель: CC_1 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: BB_1, зна­ме­на­тель: OB_1 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: CA_2, зна­ме­на­тель: BA_2 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: OA_1, зна­ме­на­тель: AA_1 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: CC_1, зна­ме­на­тель: OC_1 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: AB_2, зна­ме­на­тель: CB_2 конец дроби =1.

 

В итоге по­лу­ча­ем:  дробь: чис­ли­тель: BC_2, зна­ме­на­тель: AC_2 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: AB_2, зна­ме­на­тель: CB_2 конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: CA_2, зна­ме­на­тель: BA_2 конец дроби =1, что удо­вле­тво­ря­ет усло­вию тео­ре­мы Ме­не­лая от­но­си­тель­но при­над­леж­но­сти точек: A_2,B_2,C_2 одной пря­мой.

 

б)  Пусть a,b,c  — сто­ро­ны \Delta ABC. При этом h_a=2,h_b= дробь: чис­ли­тель: 10, зна­ме­на­тель: 11 конец дроби ,h_c= дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 7 конец дроби   — со­от­вет­ству­ю­щие его вы­со­ты. Тогда: 2S левая круг­лая скоб­ка ABC пра­вая круг­лая скоб­ка =2a= дробь: чис­ли­тель: 10, зна­ме­на­тель: 11 конец дроби b= дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 7 конец дроби c левая круг­лая скоб­ка 1 пра­вая круг­лая скоб­ка

Итак,

 си­сте­ма вы­ра­же­ний  новая стро­ка 2a= дробь: чис­ли­тель: 10, зна­ме­на­тель: 11 конец дроби b , новая стро­ка 2a= дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 7 конец дроби c  конец си­сте­мы . рав­но­силь­но  си­сте­ма вы­ра­же­ний  новая стро­ка b= дробь: чис­ли­тель: 11, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби a , новая стро­ка c= дробь: чис­ли­тель: 14, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби a . конец си­сте­мы .

По­лу­чи­ли сто­ро­ны тре­уголь­ни­ка ABC вы­ра­жа­ют­ся через а: a; дробь: чис­ли­тель: 11, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби a; дробь: чис­ли­тель: 14, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби a.

p левая круг­лая скоб­ка ABC пра­вая круг­лая скоб­ка = левая круг­лая скоб­ка a плюс дробь: чис­ли­тель: 11, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби a плюс дробь: чис­ли­тель: 14, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби a пра­вая круг­лая скоб­ка :2=3a.

 

S левая круг­лая скоб­ка ABC пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3a левая круг­лая скоб­ка 3a минус a пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 3a минус дробь: чис­ли­тель: 11, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби a пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 3a минус дробь: чис­ли­тель: 14, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби a пра­вая круг­лая скоб­ка конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3a умно­жить на 2a умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби a умно­жить на дробь: чис­ли­тель: a, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: 2a в квад­ра­те ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка

Пусть a_1,b_1,c_1  — сто­ро­ны \Delta A_1B_1C_1. При этом h_a_1=2,h_b_2= дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби ,h_c_1= дробь: чис­ли­тель: 10, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби   — со­от­вет­ству­ю­щие его вы­со­ты. Тогда: 2S левая круг­лая скоб­ка ABC пра­вая круг­лая скоб­ка =2a_1= дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби b_1= дробь: чис­ли­тель: 10, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби c_1 левая круг­лая скоб­ка 3 пра­вая круг­лая скоб­ка

 си­сте­ма вы­ра­же­ний  новая стро­ка 2a_1= дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби b_1 , новая стро­ка 2a= дробь: чис­ли­тель: 10, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби c_1  конец си­сте­мы . рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний  новая стро­ка b_1= дробь: чис­ли­тель: 6, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби a_1 , новая стро­ка c= дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби a_1 . конец си­сте­мы .

Сто­ро­ны \Delta АВС : a_1; дробь: чис­ли­тель: 6, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби a_1; дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби a_1.

p левая круг­лая скоб­ка A_1B_1C_1 пра­вая круг­лая скоб­ка = левая круг­лая скоб­ка a_1 плюс дробь: чис­ли­тель: 6, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби a_1 плюс дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби a_1 пра­вая круг­лая скоб­ка :2=2a_1.

 

S левая круг­лая скоб­ка A_1B_1C_1 пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2a конец ар­гу­мен­та _1 левая круг­лая скоб­ка 2a_1 минус a_1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 2a_1 минус дробь: чис­ли­тель: 6, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби a_1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 2a_1 минус дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби a_1 пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2a конец ар­гу­мен­та _1 умно­жить на a_1 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби a_1 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: a_1, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2a_1 в квад­ра­те ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка

Раз­де­лим почлен­но ра­вен­ство (4) на ра­вен­ство (2).

 дробь: чис­ли­тель: S левая круг­лая скоб­ка A_1, зна­ме­на­тель: B_1 конец дроби C_1 пра­вая круг­лая скоб­ка S левая круг­лая скоб­ка ABC пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 2a_1 в квад­ра­те ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби : дробь: чис­ли­тель: 2a в квад­ра­те ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: a_1, зна­ме­на­тель: a конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те .

То есть  дробь: чис­ли­тель: S левая круг­лая скоб­ка A_1, зна­ме­на­тель: B_1 конец дроби C_1 пра­вая круг­лая скоб­ка S левая круг­лая скоб­ка ABC пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: a_1, зна­ме­на­тель: a конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка 5 пра­вая круг­лая скоб­ка

Из ра­венств (1) и (2) по­лу­чим: S левая круг­лая скоб­ка ABC пра­вая круг­лая скоб­ка =a, S левая круг­лая скоб­ка A_1B_1C_1 пра­вая круг­лая скоб­ка =a_1. Сле­до­ва­тель­но, мы впра­ве ра­вен­ство (5) пе­ре­пи­сать так:

 дробь: чис­ли­тель: S левая круг­лая скоб­ка A_1, зна­ме­на­тель: B_1 конец дроби C_1 пра­вая круг­лая скоб­ка S левая круг­лая скоб­ка ABC пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: S левая круг­лая скоб­ка A_1, зна­ме­на­тель: B_1 конец дроби C_1S левая круг­лая скоб­ка ADC пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка 5* пра­вая круг­лая скоб­ка

Раз­де­лив обе части ра­вен­ства (5*) на  дробь: чис­ли­тель: S левая круг­лая скоб­ка A_1, зна­ме­на­тель: B_1 конец дроби C_1 пра­вая круг­лая скоб­ка S левая круг­лая скоб­ка ABC пра­вая круг­лая скоб­ка , по­лу­чим:

1= дробь: чис­ли­тель: S левая круг­лая скоб­ка A_1, зна­ме­на­тель: B_1 конец дроби C_1 пра­вая круг­лая скоб­ка ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та умно­жить на S левая круг­лая скоб­ка ABC пра­вая круг­лая скоб­ка

или

 дробь: чис­ли­тель: S левая круг­лая скоб­ка A_1, зна­ме­на­тель: B_1 конец дроби C_1 пра­вая круг­лая скоб­ка S левая круг­лая скоб­ка ABC пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та .

 

Ответ: б)  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б.3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б.

ИЛИ

Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а.

ИЛИ

При обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

ИЛИ

Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б и ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а, при этом пункт а не вы­пол­нен.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 134
Методы геометрии: Свой­ства высот, Тео­ре­ма Ме­не­лая
Классификатор планиметрии: Тре­уголь­ни­ки