Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д19 C7 № 511835
i

Ма­ят­ни­ко­вые  часы  по­ка­зы­ва­ют  пол­ночь.  Время,  когда  ча­со­вая  и  ми­нут­ная стрел­ки об­ра­зу­ют на ци­фер­бла­те пря­мой угол, на­зо­вем ин­те­рес­ным мо­мен­том.

А)   Опре­де­ли­те, сколь­ко ин­те­рес­ных мо­мен­тов на­блю­да­ет­ся в те­че­ние суток.

Б)   Опре­де­ли­те точ­ное время, когда ин­те­рес­ный мо­мент  на­сту­пит в пер­вый раз.

В)  Опре­де­ли­те, какое наи­мень­шее время долж­но прой­ти между двумя ин­те­рес­ны­ми мо­мен­та­ми.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  За­ме­тим, что в те­че­ние часа есть ровно два мо­мен­та, когда ча­со­вая и ми­нут­ная стрел­ки об­ра­зу­ют пря­мой угол: когда ми­нут­ная стрел­ка на­хо­дит­ся "по­за­ди" ча­со­вой и когда она на­хо­дит­ся "впе­ре­ди" ча­со­вой. По­лу­ча­ет­ся 2 умно­жить на 24=48 по­ло­же­ний, но при таком под­сче­те два­жды учи­ты­ва­ют­ся такие мо­мен­ты вре­ме­ни как 3:00, 9:00, 15:00, 21:00 (то есть те, когда время со­став­ля­ет целое число часов, и угол между стрел­ка­ми пря­мой). По­это­му всего ин­те­рес­ных мо­мен­тов будет 48-4=44.

 

б)  Пусть после по­лу­но­чи про­шло x минут. Ми­нут­ная стрел­ка долж­на обо­гнать ча­со­вую на чет­верть ци­фер­бла­та (15 минут), при этом дви­жет­ся она в 12 раз быст­рее. По­лу­ча­ем урав­не­ние: x минус дробь: чис­ли­тель: x, зна­ме­на­тель: 12 конец дроби =15. Решая его, по­лу­чим ответ: x= дробь: чис­ли­тель: 180, зна­ме­на­тель: 11 конец дроби (минут).

 

в)  Пусть между двумя та­ки­ми мо­мен­та­ми про­шло x минут. Ми­нут­ная стрел­ка долж­на прой­ти на по­ло­ви­ну ци­фер­бла­та (30 минут) боль­ше, чем ча­со­вая. По­лу­ча­ем урав­не­ние: x минус дробь: чис­ли­тель: x, зна­ме­на­тель: 12 конец дроби =30. Решая его, по­лу­ча­ем ответ: x= дробь: чис­ли­тель: 360, зна­ме­на­тель: 11 конец дроби (минут). За­ме­тим, что про­ме­жут­ки между ин­те­рес­ны­ми мо­мен­та­ми всё время оди­на­ко­вы.

 

Ответ: а) 44; б) 0 ч 16 мин  целая часть: 21, дроб­ная часть: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 11 c; в) 32 мин  целая часть: 43, дроб­ная часть: чис­ли­тель: 7, зна­ме­на­тель: 11 c.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты.4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щих ре­зуль­та­тов:

  — при­мер в п. а;

  — обос­но­ван­ное ре­ше­ние п. б;

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что S может при­ни­мать все целые зна­че­ния (от­лич­ные от −1 и 1);

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что ра­вен­ства S = −1 и S = 1 не­воз­мож­ны.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 112
Классификатор алгебры: Числа и их свой­ства