Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д15 C4 № 511247
i

Точка M лежит на диа­мет­ре AB окруж­но­сти с цен­тром О. С и D  — точки окруж­но­сти, рас­по­ло­жен­ные по одну сто­ро­ну от AB, при­чем ∠CMA = ∠DMB.

а)  До­ка­жи­те, что ∠OCM = ∠ODM.

б)  Най­ди­те пло­щадь че­ты­рех­уголь­ни­ка COMD, если из­вест­но, что OM  =  4, BM  =  2, ∠CMA = ∠DMB  =  45°.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Про­дол­жим от­ре­зок DM за точку M до пе­ре­се­че­ния с окруж­но­стью в точке P (см. рис.) Со­еди­ним центр окруж­но­сти  — точку О, с точ­ка­ми P и С  — от­рез­ка­ми. ∠DMB = ∠OMP как вер­ти­каль­ные, ∠DMB = ∠CMO по усло­вию, сле­до­ва­тель­но, ∠OMP = ∠OMC.

Любая окруж­ность сим­мет­рич­на сама себе от­но­си­тель­но вся­кой пря­мой, про­хо­дя­щей через ее центр.

Рас­смот­рим сим­мет­рию от­но­си­тель­но диа­мет­ра AB. При этом:

– точки А, О, M и В, от­ре­зок OM пе­рей­дут сами на себя;

– по­сколь­ку ∠OMP = ∠M, луч МС MP пе­рей­дет на луч MP;

– по­лу­окруж­ность ACB пе­рей­дет на по­лу­окруж­ность APB, общая точка луча МС и по­лу­окруж­но­сти ACB пе­рей­дет в общую точку луча MP и по­лу­окруж­но­сти APB, т. е. точка С пе­рей­дет в точку P;

– от­ре­зок ОС пе­рей­дет на от­ре­зок OP, ∠OCM  — на ∠ OPM. Сле­до­ва­тель­но, ∠ OCM = ∠OPM.

Но Δ POD  — рав­но­бед­рен­ный, по­сколь­ку OP  =  OD как ра­ди­у­сы одной и той же окруж­но­сти. Зна­чит, ∠OPM = ∠ODM. От­сю­да: ∠OCM = ∠ODM, что и тре­бо­ва­лось до­ка­зать.

б)  Найдём угол CMD:

\angle CMD=180 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус левая круг­лая скоб­ка \angle CMO плюс \angle DMB пра­вая круг­лая скоб­ка =180 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка минус 90 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка =90 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка .

В Δ OMD: ∠OMD  =  135°, по тео­ре­ме ко­си­ну­сов:

OD в квад­ра­те =OM в квад­ра­те плюс MD в квад­ра­те минус 2OM умно­жить на MD умно­жить на ко­си­нус 135 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка =16 плюс MD в квад­ра­те плюс 2 умно­жить на 4MD умно­жить на дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

 

MD в квад­ра­те плюс 4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та MD плюс 16 минус 36=0;MD в квад­ра­те плюс 4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та MD минус 20=0.

Най­дем по­ло­жи­тель­ный ко­рень этого урав­не­ния.

MD= минус 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 8 плюс 20 конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 28 конец ар­гу­мен­та минус 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та =2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 7 конец ар­гу­мен­та минус 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та .

В Δ COM по тео­ре­ме ко­си­ну­сов:

CO в квад­ра­те =CM в квад­ра­те плюс OM в квад­ра­те минус 2CM умно­жить на OM умно­жить на ко­си­нус 45 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка =CM в квад­ра­те плюс 16 минус 2 умно­жить на CM умно­жить на 4 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

CM в квад­ра­те минус 4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та CM плюс 16 минус 36=0;CM в квад­ра­те минус 4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та CM минус 20=0.

 

По­ло­жи­тель­ный ко­рень этого урав­не­ния будет равен

CM=2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 8 плюс 20 конец ар­гу­мен­та =2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 7 конец ар­гу­мен­та плюс 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та =2 левая круг­лая скоб­ка ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 7 конец ар­гу­мен­та плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка .

S левая круг­лая скоб­ка COMD пра­вая круг­лая скоб­ка =S левая круг­лая скоб­ка COM пра­вая круг­лая скоб­ка плюс S левая круг­лая скоб­ка CMD пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на OM умно­жить на CM умно­жить на синус 45 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка плюс дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби MD умно­жить на CM=

= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби CM левая круг­лая скоб­ка OM умно­жить на синус 45 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка плюс MD пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на 2 левая круг­лая скоб­ка ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 7 конец ар­гу­мен­та плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на левая круг­лая скоб­ка 4 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби плюс 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 7 конец ар­гу­мен­та минус 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка =

= левая круг­лая скоб­ка ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 7 конец ар­гу­мен­та плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 7 конец ар­гу­мен­та =14 плюс 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 14 конец ар­гу­мен­та .

 

При­ведём дру­гое ре­ше­ние:

а)  Про­дол­жим DM до пе­ре­се­че­ния с окруж­но­стью в точке N (см. рис.). Со­еди­ним центр окруж­но­сти  — точку О с точ­кой С  — от­рез­ком. Опу­стим из точки О пер­пен­ди­ку­ля­ры к от­рез­кам СМ и DN, ос­но­ва­ния пер­пен­ди­ку­ля­ров обо­зна­чим H и T со­от­вет­ствен­но. Обо­зна­чим не­ко­то­рые углы, ∠1, ∠2 и ∠3, как по­ка­за­но на ри­сун­ке.

∠2 = ∠3 как вер­ти­каль­ные, ∠2 = ∠1 по усло­вию, сле­до­ва­тель­но, ∠1 = ∠3. Пря­мо­уголь­ные тре­уголь­ни­ки MHO и MTO равны по общей ги­по­те­ну­зе ОМ и остро­му углу (∠1 = ∠3), от­ку­да OH  =  OT.

Рас­смот­рим пря­мо­уголь­ные тре­уголь­ни­ки OHC и OTD. Они равны по ги­по­те­ну­зе и ка­те­ту, по­сколь­ку OH  =  OT по толь­ко что до­ка­зан­но­му, OC  =  OD как ра­ди­у­сы одной и той же окруж­но­сти. От­сю­да: ∠OCM = ∠ODM, что и тре­бо­ва­лось до­ка­зать.

б)  По усло­вию и до­ка­зан­но­му выше: ∠2 = ∠1 = ∠3  =  45°. Сле­до­ва­тель­но, ∠MD  =  180° − (45° + 45°)  =  90°. ∠HOM  =  90° − 45°  =  45°. Зна­чит, OH  =  MH. Ана­ло­гич­но OT  =  MT. Из со­во­куп­но­сти по­лу­чен­ных ре­зуль­та­тов имеем: OHMT  — квад­рат.

HM=OM умно­жить на ко­си­нус \angle 1= дробь: чис­ли­тель: 4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби =2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та ;CH= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: CO конец ар­гу­мен­та в квад­ра­те минус OH в квад­ра­те = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 36 минус 8 конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 28 конец ар­гу­мен­та =2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 7 конец ар­гу­мен­та .

CM=CH плюс HM=2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 7 конец ар­гу­мен­та плюс 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та =2 левая круг­лая скоб­ка ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 7 конец ар­гу­мен­та плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка .

 ко­си­нус \angle SDM= ко­си­нус \angle OCH= дробь: чис­ли­тель: CH, зна­ме­на­тель: CO конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 7 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 6 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 7 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

В Δ SMD, где ∠SMD  =  90°,  синус \angle DSM= ко­си­нус \angle SDM= дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 7 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

S левая круг­лая скоб­ка COMD пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби CM умно­жить на OD умно­жить на синус \angle DSM= дробь: чис­ли­тель: 2 левая круг­лая скоб­ка ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 7 конец ар­гу­мен­та плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 6 умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 7 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 умно­жить на 3 конец дроби =14 плюс 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 14 конец ар­гу­мен­та

 

Ответ: б) 14 плюс 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 14 конец ар­гу­мен­та .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б.3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б.

ИЛИ

Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а.

ИЛИ

При обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки.

ИЛИ

Обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б и ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а, при этом пункт а не вы­пол­нен.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 126
Методы геометрии: Тео­ре­ма ко­си­ну­сов, Углы в окруж­но­стях {центр., впис., опи­ра­ю­щи­е­ся на одну дугу}
Классификатор планиметрии: Окруж­но­сти