Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 19 № 510791
i

Даны n раз­лич­ных на­ту­раль­ных чисел, со­став­ля­ю­щих ариф­ме­ти­че­скую про­грес­сию  левая круг­лая скоб­ка n боль­ше или равно 3 пра­вая круг­лая скоб­ка .

а)  Может ли сумма всех дан­ных чисел быть рав­ной 14?

б)  Ка­ко­во наи­боль­шее зна­че­ние n, если сумма всех дан­ных чисел мень­ше 900?

в)  Най­ди­те все воз­мож­ные зна­че­ния n, если сумма всех дан­ных чисел равна 123.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Да, может. Числа 2, 3, 4, 5 со­став­ля­ют ариф­ме­ти­че­скую про­грес­сию, их сумма равна 14.

б)  Пусть a  — пер­вый член, d  — раз­ность, n  — число чле­нов про­грес­сии, тогда их сумма равна  дробь: чис­ли­тель: 2a плюс d левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби n. Чтобы ко­ли­че­ство чле­нов было наи­боль­шим, пер­вый член и раз­ность долж­ны быть наи­мень­ши­ми. Пусть они равны 1, тогда по усло­вию  дробь: чис­ли­тель: n левая круг­лая скоб­ка n плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби мень­ше 900. Наи­боль­шее на­ту­раль­ное ре­ше­ние этого не­ра­вен­ства n  =  41. Такой ре­зуль­тат по­лу­ча­ет­ся при про­грес­сии 1 плюс 2 плюс \ldots плюс 41=861.

в)  Для суммы чле­нов ариф­ме­ти­че­ской про­грес­сии имеем:

 дробь: чис­ли­тель: 2a плюс d левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби n = 123 рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка 2a плюс d левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка n=2 умно­жить на 3 умно­жить на 41.

Таким об­ра­зом, число чле­нов про­грес­сии n яв­ля­ет­ся де­ли­те­лем числа 246. Если n боль­ше или равно 41, то левая часть боль­ше 246:  левая круг­лая скоб­ка 2a плюс d левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка n боль­ше или равно 42 умно­жить на 41 боль­ше 246, сле­до­ва­тель­но, n мень­ше 41. По­сколь­ку n боль­ше или равно 3, по­лу­ча­ем, что n=3 или n=6. Про­грес­сии из трёх и шести чле­нов с сум­мой 123 су­ще­ству­ют: на­при­мер, 40, 41, 42 и 3, 10, 17, 24, 31, 38.

 

При­ве­дем дру­гое ре­ше­ние.

а)   2 плюс 3 плюс 4 плюс 5=14.

б)   левая круг­лая скоб­ка 2a_1 плюс левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка d пра­вая круг­лая скоб­ка n мень­ше или равно 1800.43 умно­жить на 42 = 1806, 42 умно­жить на 41 = 1722. По­сколь­ку 2a_1 плюс левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка d мень­ше или равно 2 плюс левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка = n плюс 1, число n не может быть равно 42 или быть боль­ше. Число n=41, a=1, d=1 удо­вле­тво­ря­ет усло­вию.

в)   левая круг­лая скоб­ка 2a_1 плюс левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка d пра­вая круг­лая скоб­ка n =246, 3 мень­ше или равно n мень­ше или равно 15, левая круг­лая скоб­ка n боль­ше или равно 16 \Rightarrow 2a_1 плюс левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка d боль­ше или равно 17 пра­вая круг­лая скоб­ка   — не удо­вле­тво­ря­ет. 16 умно­жить на 15=240, 246=1 умно­жить на 246=2 умно­жить на 123=3 умно­жить на 82 = 6 умно­жить на 41.

3 мень­ше или равно n мень­ше или равно 15, по­это­му имеем n=3, 2a_1 плюс левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка d=82: 2a_1 плюс 2d=82, a_1 плюс d=41:41 минус d,41, 41 плюс d  — много есть таких про­грес­сий. Имеем n=6,2a_1 плюс левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка d=41: 2a_1 плюс 2d=82, a_1 плюс 5d=41: d=7, a_1=3: 3, 10, 17, 24, 31, 38  — есть такая про­грес­сия.

 

Ответ: а)  да; б)  41; в)  3, 6.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно вы­пол­не­ны все 3 пунк­та: а), б) и в)4
Вы­пол­не­ны все три пунк­та, од­на­ко в одном из пунк­тов ответ не­до­ста­точ­но

обос­но­ван или не­ве­рен вслед­ствие ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

3
Верно вы­пол­не­ны пунк­ты а) и б), либо верно вы­пол­нен пункт в) 2
Верно вы­пол­нен один из 2 пунк­тов: а) или б)1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл4
Источники:
Классификатор алгебры: По­сле­до­ва­тель­но­сти и про­грес­сии