Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 18 № 510745
i

Най­ди­те все зна­че­ния па­ра­мет­ра a, для каж­до­го из ко­то­рых су­ще­ству­ет хотя бы одна пара чисел x и y, удо­вле­тво­ря­ю­щих не­ра­вен­ству

5|x минус 2| плюс 3|x плюс a| мень­ше или равно ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 4 минус y в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та плюс 7.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Рас­смот­рим две функ­ции: f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =5\left|x минус 2| плюс 3\left|x плюс a| и g левая круг­лая скоб­ка y пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 4 минус y в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та плюс 7.

Функ­ция f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =5\left|x минус 2| плюс 3\left|x плюс a| яв­ля­ет­ся ку­соч­но-⁠ли­ней­ной, причём при x мень­ше 2 уг­ло­вой ко­эф­фи­ци­ент равен либо −2, либо −8, а при x боль­ше 2 уг­ло­вой ко­эф­фи­ци­ент равен либо 2, либо 8. Зна­чит, функ­ция f(x) убы­ва­ет при x мень­ше 2 и воз­рас­та­ет при x боль­ше 2, по­это­му f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше или равно f левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =3\left|a плюс 2|.

По­сколь­ку y в квад­ра­те боль­ше или равно 0, по­лу­ча­ем: g левая круг­лая скоб­ка y пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше или равно g левая круг­лая скоб­ка 0 пра­вая круг­лая скоб­ка = 9.

Если f левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше g левая круг­лая скоб­ка 0 пра­вая круг­лая скоб­ка , то f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше или равно f левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше g левая круг­лая скоб­ка 0 пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше или равно g левая круг­лая скоб­ка y пра­вая круг­лая скоб­ка , по­это­му не­ра­вен­ство  f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше или равно g левая круг­лая скоб­ка y пра­вая круг­лая скоб­ка не имеет ре­ше­ний.

Если f левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше или равно g левая круг­лая скоб­ка 0 пра­вая круг­лая скоб­ка , то пара чисел x = 2, у = 0 удо­вле­тво­ря­ет не­ра­вен­ству  f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше или равно g левая круг­лая скоб­ка y пра­вая круг­лая скоб­ка . По­лу­ча­ем:

f левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше или равно g левая круг­лая скоб­ка 0 пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но 3\left|a плюс 2|\leqslant9 рав­но­силь­но минус 3 мень­ше или равно a плюс 2\leqslant3 рав­но­силь­но минус 5 мень­ше или равно a\leqslant1.

Ответ: [−5; 1].

 

При­ме­ча­ние.

Ре­ко­мен­ду­ем срав­нить эту за­да­чу с чуть более про­сты­ми за­да­ни­я­ми 532960 и 532661 на ту же идею.

 

При­ве­дем дру­гое ре­ше­ние.

За­ме­тим, что g левая круг­лая скоб­ка 0 пра­вая круг­лая скоб­ка = g_max, тогда g_max = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 4 минус левая круг­лая скоб­ка 0 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та плюс 7 = 9, сле­до­ва­тель­но, 5|x минус 2| плюс 3|x плюс a| мень­ше или равно 9. Рас­кро­ем мо­ду­ли, рас­смот­рим че­ты­ре слу­чая.

1.  Пер­вый слу­чай: x боль­ше или равно 2, x боль­ше или равно минус a. Имеем:

5x минус 10 плюс 3x плюс 3a мень­ше или равно 9 рав­но­силь­но 8x мень­ше или равно 19 минус 3a рав­но­силь­но a_1 мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 19 минус 8x, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

2.  Вто­рой слу­чай: x мень­ше или равно 2, x боль­ше или равно минус a. Имеем:

 минус 5x плюс 10 плюс 3x плюс 3a мень­ше или равно 9 рав­но­силь­но минус 2x мень­ше или равно минус 3a минус 1 рав­но­силь­но a_2 мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 2x минус 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

3.  Тре­тий слу­чай: x мень­ше или равно 2, x мень­ше или равно минус a. Имеем:

 минус 5x плюс 10 минус 3x минус 3a мень­ше или равно 9 рав­но­силь­но 3a боль­ше или равно минус 9 плюс 10 минус 5x минус 3x рав­но­силь­но a_3 боль­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 1 минус 8x, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

4.  Чет­вер­тый слу­чай: x боль­ше или равно 2, x мень­ше или равно минус a. Имеем:

5x минус 10 минус 3x минус 3a мень­ше или равно 9 рав­но­силь­но 3a боль­ше или равно минус 9 минус 10 плюс 5x минус 3x рав­но­силь­но a_4 боль­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 2x минус 19, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

Най­дем точки пе­ре­се­че­ния пря­мых a1, a2, a3, a4 с пря­мы­ми x_1 = 2 и x_2 = минус a.

1.  Най­дем точку пе­ре­се­че­ния пря­мых a1 и x1:  дробь: чис­ли­тель: 19 минус 8 умно­жить на 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби = 1, сле­до­ва­тель­но, точка пе­ре­се­че­ния пря­мых имеет ко­ор­ди­на­ты (2; 1). Най­дем точку пе­ре­се­че­ния пря­мых a1 и x2:

 дробь: чис­ли­тель: 19 минус 8x, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби = минус x рав­но­силь­но 19 минус 8x = минус 3x рав­но­силь­но x = дробь: чис­ли­тель: 19, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби ,

от­ку­да a = дробь: чис­ли­тель: 19 минус 8 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 19, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби = минус дробь: чис­ли­тель: 19, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби . Сле­до­ва­тель­но, точка пе­ре­се­че­ния пря­мых имеет ко­ор­ди­на­ты  дробь: чис­ли­тель: 19, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби ; минус дробь: чис­ли­тель: 19, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка .

2.  Най­дем точку пе­ре­се­че­ния пря­мых a2 и x1:  дробь: чис­ли­тель: 2 умно­жить на 2 минус 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби = 1, сле­до­ва­тель­но, точка пе­ре­се­че­ния пря­мых имеет ко­ор­ди­на­ты (2; 1). Най­дем точку пе­ре­се­че­ния пря­мых a2 и x2:  дробь: чис­ли­тель: 2x минус 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби = минус x рав­но­силь­но x = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби , сле­до­ва­тель­но, a = минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби . Точка пе­ре­се­че­ния пря­мых имеет ко­ор­ди­на­ты  левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби ; минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка .

3.  Най­дем точку пе­ре­се­че­ния пря­мых a3 и x1:  дробь: чис­ли­тель: 1 минус 8 умно­жить на 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби = минус 5, сле­до­ва­тель­но, точка пе­ре­се­че­ния пря­мых имеет ко­ор­ди­на­ты (2; −5). Най­дем точку пе­ре­се­че­ния пря­мых a3 и x2:  дробь: чис­ли­тель: 1 минус 8x, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби = минус x рав­но­силь­но x = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби , сле­до­ва­тель­но, a = минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби . Точка пе­ре­се­че­ния пря­мых имеет ко­ор­ди­на­ты  левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби ; минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка .

4.  Най­дем точку пе­ре­се­че­ния пря­мых a4 и x1:  дробь: чис­ли­тель: 2 умно­жить на 2 минус 19, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби = минус 5, сле­до­ва­тель­но, точка пе­ре­се­че­ния пря­мых имеет ко­ор­ди­на­ты (2; −5). Най­дем точку пе­ре­се­че­ния пря­мых a4 и x2:  дробь: чис­ли­тель: 2x минус 19, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби = минус x рав­но­силь­но x = дробь: чис­ли­тель: 19, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби , сле­до­ва­тель­но, a = минус дробь: чис­ли­тель: 19, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби . Точка пе­ре­се­че­ния пря­мых имеет ко­ор­ди­на­ты  левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 19, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби ; минус дробь: чис­ли­тель: 19, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка .

По­стро­им гра­фи­ки пря­мых на оси xOa. Все точки об­ла­сти ABCD, вклю­чая точки на гра­ни­цах, под­хо­дят под опре­де­ле­ние a, под­хо­дя­ще­му для не­ра­вен­ства. На гра­фи­ке видно, что B со­от­вет­ству­ет a_max = 1, а D со­от­вет­ству­ет a_min = минус 5. Под­хо­дя­щие a:  минус 5 мень­ше или равно a мень­ше или равно 1.

 

Ответ: [−5; 1].

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Обос­но­ван­но по­лу­чен пра­виль­ный ответ.4
Обос­но­ван­но по­лу­че­ны все зна­че­ния: а = минус дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби , а = дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 7 конец дроби , а = 0. Ответ

от­ли­ча­ет­ся от вер­но­го толь­ко ис­клю­че­ни­ем точки а = минус дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби и/⁠или вклю­че­ни­ем точки а = минус дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 7 конец дроби .

3
Обос­но­ван­но по­лу­че­ны все зна­че­ния: а = минус дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби , а = дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 7 конец дроби , а = 0. 2
Верно най­де­но одно или два из зна­че­ний а = минус дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби , а = дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 7 конец дроби или а = 0.1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных вышe.0
Мак­си­маль­ный балл4
Источники:
Классификатор алгебры: Рас­по­ло­же­ние кор­ней квад­рат­но­го трех­чле­на