Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д19 C7 № 509526
i

Даны два трех­знач­ных на­ту­раль­ных числа. Из­вест­но, что их про­из­ве­де­ние в N раз (на­ту­раль­ное число N > 1) мень­ше ше­сти­знач­но­го числа, по­лу­ча­ю­ще­го­ся при­пи­сы­ва­ни­ем од­но­го из этих двух чисел вслед за дру­гим.

А)  Может ли N рав­нять­ся 2?

Б)  Может ли N рав­нять­ся 3?

В)  Какое наи­боль­шее зна­че­ние может при­ни­мать число N?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пусть эти трех­знач­ные числа a и b.При­пи­сы­ва­ние спра­ва числа b к числу a дает нам число 1000a плюс b.

Т. к. 1000a плюс b=Nab, то 1000a плюс b де­лит­ся на a, тогда b де­лит­ся на a. Пусть b=ka , где 1 мень­ше или равно k мень­ше 10 в силу того, что a и b - трех­знач­ные числа. Тогда: 1000 плюс k=Nka. (1)

1000 плюс k де­лит­ся на k. Тогда 1000 де­лит­ся на k и k=1;2;4;5;8.

 

а)  N=2. Тогда 1000 плюс k=2ka. Пра­вая часть чет­ная. Тогда k=2;4;8

При k=2 : 1002 не де­лит­ся на 4

При k=4 : 1004 не де­лит­ся на 8

При k=8 : 1008=16a. Тогда a=63 мень­ше 100 - не под­хо­дит.

Ответ: нет.

 

б)  N=3. Тогда 1000 плюс k=3ka. Тогда 1000+k де­лит­ся на 3 и k=2;5;8

При k=2 : 1002=6a и a=167, b=334

 

Ответ: да. 167334=3 умно­жить на 167 умно­жить на 334

 

в)   левая круг­лая скоб­ка 1000 плюс k пра­вая круг­лая скоб­ка /k=Na. При  k=1 по­лу­ча­ем: 1001=Na. За­ме­тим, что 1001=7 умно­жить на 11 умно­жить на 13. По­лу­ча­ем ре­ше­ние: a=b=143 и N=7.

Рас­смот­ре­ние k\geqslant2 не имеет смыс­ла. Дей­стви­тель­но, при k\geqslant2:

N= левая круг­лая скоб­ка 1000 плюс k пра­вая круг­лая скоб­ка /k умно­жить на 1/a= левая круг­лая скоб­ка 1000/k плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка /a мень­ше 502/a\leqslant502/100 мень­ше 6

 

Ответ: 7.

 

Ответ: а) нет; б) да; в) 7.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты.4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щих ре­зуль­та­тов:

  — при­мер в п. а;

  — обос­но­ван­ное ре­ше­ние п. б;

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что S может при­ни­мать все целые зна­че­ния (от­лич­ные от −1 и 1);

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что ра­вен­ства S = −1 и S = 1 не­воз­мож­ны.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 110
Классификатор алгебры: Числа и их свой­ства