Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д16 C5 № 508586
i

В 8-лит­ро­вой колбе на­хо­дит­ся смесь азота и кис­ло­ро­да, со­дер­жа­щая 32% кис­ло­ро­да (по объёму). Из колбы вы­пу­сти­ли не­ко­то­рое ко­ли­че­ство смеси и до­ба­ви­ли столь­ко же азота, затем снова вы­пу­сти­ли такое же, как и в пер­вый раз, ко­ли­че­ство новой смеси и до­ба­ви­ли столь­ко же азота. В итоге про­цент­ное со­дер­жа­ние кис­ло­ро­да в смеси со­ста­ви­ло 12,5% (по объёму). Сколь­ко лит­ров смеси вы­пус­ка­ли каж­дый раз?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пер­во­на­чаль­но в колбе было 8 · 0,32  =  2,56 л кис­ло­ро­да. Пусть вы­пус­ка­ли по х лит­ров смеси. Тогда после пер­во­го вы­пус­ка­ния в смеси оста­лось 2,56 минус 0,32x л кис­ло­ро­да, что со­став­ля­ет

 дробь: чис­ли­тель: 2,56 минус 0,32x, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби умно­жить на 100= дробь: чис­ли­тель: 256 минус 32x, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби =32 минус 4x

лит­ров об­ра­зо­вав­шей­ся смеси. Вновь вы­пу­сти­ли x л смеси. В ней со­дер­жа­лось

0,01 левая круг­лая скоб­ка 32 минус 4x пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на x= левая круг­лая скоб­ка 0,32x минус 0,04x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка

лит­ров кис­ло­ро­да, а в колбе оста­лось:

 левая круг­лая скоб­ка 2,56 минус 0,32x пра­вая круг­лая скоб­ка минус левая круг­лая скоб­ка 0,32x минус 0,04x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка =2,56 минус 0,32x минус 0,32x плюс 0,04x в квад­ра­те =0,04x в квад­ра­те минус 0,64x плюс 2,56

лит­ров кис­ло­ро­да. Этот объем со­став­ля­ет 12,5% всей смеси, име­ю­щей объем 8 л.

Решим урав­не­ние:

 дробь: чис­ли­тель: 0,04x в квад­ра­те минус 0,64x плюс 2,56, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби умно­жить на 100=12,5 рав­но­силь­но 0,04x в квад­ра­те минус 0,64x плюс 2,56=1 рав­но­силь­но 0,04x в квад­ра­те минус 0,64x плюс 1,56=0 рав­но­силь­но

 рав­но­силь­но x в квад­ра­те минус 16x плюс 39=0 рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний  новая стро­ка x=3,  новая стро­ка x=13. конец со­во­куп­но­сти .

Зна­че­ние x=13 не под­хо­дит по смыс­лу за­да­чи.

 

Ответ: 3.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Обос­но­ван­но по­лу­чен пра­виль­ный ответ.3
По­лу­че­но вер­ное вы­ра­же­ние для суммы пла­те­жа, но до­пу­ще­на вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка, при­вед­шая к не­вер­но­му от­ве­ту.2
По­лу­че­но вы­ра­же­ние для еже­год­ной вы­пла­ты, но урав­не­ние не со­став­ле­но ИЛИ вер­ный ответ най­ден под­бо­ром.1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 98
Кодификатор ФИПИ/Решу ЕГЭ: 2.1.12.7* Раз­ные за­да­чи с при­клад­ным со­дер­жа­ни­ем
Варвара Пахомова 02.02.2024 16:35

В ре­ше­ние ска­за­но, что пер­во­на­чаль­но в колбе было 2,56 л кис­ло­ро­да. Но в вось­ми­лит­ро­вой колбе все­гда 8 лит­ров кис­ло­ро­да. Да, усло­вие за­да­чи само по себе бес­смыс­лен­но с точки зре­ния фи­зи­ки -- но на это надо об­ра­тить вни­ма­ние уча­щих­ся. Как ми­ни­мум по­то­му, что мно­гие из них сдают фи­зи­ку.

Я по­ни­маю, что за­да­ча ав­тор­ская и про­сто пе­ре­фор­му­ли­ро­вать ее будет не кор­рект­но. Но может быть стоит хотя при­ве­сти ва­ри­ант фор­му­ли­ров­ки за­да­чи, ко­то­рый не из­ме­нит по сути ма­те­ма­ти­че­ской части ре­ше­ния: либо за­ме­нить литры на ки­ло­грам­мы и все кон­цен­тра­ции счи­тать мас­со­вы­ми, либо спра­ши­вать какую долю смеси вы­пус­ка­ли каж­дый раз.

Служба поддержки

До­ба­ви­ли в усло­вие уточ­не­ние, что под­ра­зу­ме­ва­ют­ся объ­ем­ные доли.