Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 19 № 506067
i

На шести елках сидят шесть сорок  — по одной на каж­дой елке. Елки рас­тут в ряд с ин­тер­ва­лом в 10 м. Если какая-⁠то со­ро­ка пе­ре­ле­та­ет с одной елки на дру­гую, то какая-⁠ни­будь дру­гая со­ро­ка обя­за­тель­но пе­ре­ле­та­ет на столь­ко же мет­ров, но в об­рат­ном на­прав­ле­нии.

а)  Могут ли все со­ро­ки со­брать­ся на одной елке?

б)  А если сорок и елок семь?

в)  А если елки стоят по кругу?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  По­счи­та­ем сум­мар­ное рас­сто­я­ние от всех сорок до самой левой елки. Оче­вид­но, оно равно 10 + 20 + 30 + 40 + 50  =  150 м и не ме­ня­ет­ся после каж­до­го пе­ре­ме­ще­ния сорок.

Если все со­ро­ки ока­жут­ся на одной елке, то рас­сто­я­ние от этой елки до самой левой равно 150:6  =  25 м, но ясно, что на этом рас­сто­я­нии ни­ка­кой елки не рас­тет.

б)  За­ну­ме­ру­ем елки по­сле­до­ва­тель­но. Тогда пусть со­ро­ки с 1-⁠й и 7-⁠й елок летят на 4-⁠ю. Ана­ло­гич­но, со­ро­ки со 2-⁠й и 6-⁠й елок летят на 4-⁠ю. Ана­ло­гич­но, со­ро­ки с 3-⁠й и 5-⁠й елок летят на 4-⁠ю. Таким об­ра­зом, все со­ро­ки со­бра­лись на чет­вер­той елке.

в)  За­ну­ме­ру­ем елки по кругу (от 1 до 6). По­ста­вим в со­от­вет­ствие каж­дой со­ро­ке номер елки, на ко­то­рой она сидит. Ясно, что после каж­до­го пе­ре­ле­та сорок чет­ность суммы но­ме­ров елок, на ко­то­рых они сидят, не ме­ня­ет­ся. А из­на­чаль­но это сумма равна 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6  =  21. Зна­чит, она оста­нет­ся не­чет­ной. Если же все со­ро­ки со­бе­рут­ся на одной елке, то сумма их но­ме­ров долж­на де­лить­ся на 6, то есть быть чет­ной. Про­ти­во­ре­чие.

 

Ответ: а)  нет; б)  да; в)  нет.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щий ре­зуль­та­тов:

―  обос­но­ван­ное ре­ше­ние в п. а;

―  при­мер в п. б;

―  ис­ко­мая оцен­ка в п. в;

―  при­мер в п. в, обес­пе­чи­ва­ю­щий точ­ность преды­ду­щей оцен­ки

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 37
Классификатор алгебры: Сю­жет­ные за­да­чи: кино, театр, мотки верёвки