Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 19 № 506031
i

а)  В клас­се была дана кон­троль­ная. Из­вест­но, что по край­ней мере две трети задач этой кон­троль­ной ока­за­лись труд­ны­ми: каж­дую такую за­да­чу не ре­ши­ли по край­ней мере две трети школь­ни­ков. Из­вест­но также, что по край­ней мере две трети школь­ни­ков клас­са на­пи­са­ли кон­троль­ную хо­ро­шо: каж­дый такой школь­ник решил по край­ней мере две трети задач кон­троль­ной. Могло ли такое быть?

б)  Из­ме­нит­ся ли ответ в этой за­да­че, если за­ме­нить везде в ее усло­вии две трети на три чет­вер­ти?

в)  Из­ме­нит­ся ли ответ в этой за­да­че, если за­ме­нить везде в ее усло­вии две трети на семь де­вя­тых?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Пусть ровно треть задач лег­кие, а осталь­ные  — труд­ные. Пусть треть школь­ни­ков решит все лег­кие за­да­чи и ровно по­ло­ви­ну труд­ных, а дру­гая треть школь­ни­ков решит все лег­кие за­да­чи и дру­гую по­ло­ви­ну труд­ных. По­след­няя треть школь­ни­ков пусть не решит ни­че­го. Тогда все усло­вия вы­пол­не­ны.

Дру­гой при­мер. Пусть на кон­троль­ной было три за­да­чи, а в клас­се три школь­ни­ка, при­чем пер­вый решил первую и вто­рую за­да­чи, вто­рой решил вто­рую и тре­тью за­да­чи, а тре­тий школь­ник ни­че­го не решил. Все усло­вия вы­пол­не­ны: пер­вая и тре­тья за­да­чи  — труд­ные, двое школь­ни­ков спра­ви­лись с двумя из трех задач.

 

б)  Пусть всего задач  — З, ре­шен­ных задач  — Р, а школь­ни­ков Ш че­ло­век. Если три чет­вер­ти школь­ни­ков ре­ши­ли не мень­ше трех чет­вер­тей задач, то общее число ре­шен­ных задач удо­вле­тво­ря­ет не­ра­вен­ству

Р ≥  дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби З ·  дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби Ш  = дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: конец дроби 16З · Ш.

С дру­гой сто­ро­ны, каж­дую труд­ную за­да­чу ре­ши­ло не более чет­вер­ти уче­ни­ков, и таких задач было не мень­ше трех чет­вер­тей от об­ще­го числа задач, по­это­му число ре­шен­ных труд­ных задач не пре­вос­хо­дит  дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: конец дроби 16З · Ш. Лег­ких задач при этом было не более одной чет­вер­ти, и даже если каж­дую лег­кую за­да­чу ре­ши­ли все уче­ни­ки, весь класс решил не более

Р ≤  дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: конец дроби 16З · Ш +  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби З · Ш  =   дробь: чис­ли­тель: 7, зна­ме­на­тель: конец дроби 16З · Ш

задач. Между по­лу­чен­ны­ми не­ра­вен­ства­ми про­ти­во­ре­чие.

 

Дру­гое ре­ше­ние пунк­та б). Пусть число труд­ных задач Т, лег­ких задач  — Л, а дру­гие обо­зна­че­ния такие же как ранее. Тогда

0,75(Т + Л) · 0,75Ш ≤ Р,

Р ≤  Л ·Ш + 0,25Ш · 0,75(Т + Л),

по­сколь­ку

Р ≤ ШЛ + 1/4 ШТ,

при­чем

Т ≥ 3/4(Т + Л).

Из по­лу­чен­ных оце­нок сле­ду­ет не­ра­вен­ство:

0,75(Т + Л) · 0,75Ш ≤  Л ·Ш + 0,25Ш · 0,75(Т + Л).

По­де­лим все на 0,25Ш и пре­об­ра­зу­ем не­ра­вен­ство:

2,25Т + 2,25Л ≤ 4Л + 0,75Т + 0,75Л,

но тогда 3Т ≤  5Л, а по усло­вию долж­но вы­пол­нять­ся не­ра­вен­ство Т ≥ 3Л. Про­ти­во­ре­чие.

в)  Ана­ло­гич­но по­лу­ча­ем не­ра­вен­ства:

 

 дробь: чис­ли­тель: 7, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби (Т + Л) ·  дробь: чис­ли­тель: 7, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби Ш ≤ Р,

Р ≤ Л ·  дробь: чис­ли­тель: 7, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби Ш +  дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби Ш ·  дробь: чис­ли­тель: 7, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби (Т + Л).

После пре­об­ра­зо­ва­ний по­лу­ча­ем, что, с одной сто­ро­ны, Т ≤ 0,8Л, а с дру­гой, по усло­вию, Т ≥ 3,5Л. Про­ти­во­ре­чие.

 

Ответ: а)  да; б)  да, из­ме­нит­ся; в)  да, из­ме­нит­ся.

 

При­ве­дем ре­ше­ние за­да­чи в общем виде.

Пусть: M  — ко­ли­че­ство пи­сав­ших ра­бо­ту школь­ни­ков, N  — ко­ли­че­ство задач в ра­бо­те, a  — ми­ни­маль­ная доля труд­ных задач, рав­ная по усло­вию ми­ни­маль­ной доле школь­ни­ков, успеш­но на­пи­сав­ших кон­троль­ную ра­бо­ту, то есть ре­шив­ших не менее, чем aN задач. Пусть также P  — общее ко­ли­че­ство ре­шен­ных задач. Тогда

P боль­ше или равно aN умно­жить на aM = a в квад­ра­те NM.

С дру­гой сто­ро­ны, aN задач (труд­ных) ре­ши­ли не более чем (1 − a)M школь­ни­ков, и если даже осталь­ные за­да­чи решат все школь­ни­ки, то

P мень­ше или равно aN умно­жить на левая круг­лая скоб­ка 1 минус a пра­вая круг­лая скоб­ка M плюс левая круг­лая скоб­ка 1 минус a пра­вая круг­лая скоб­ка N умно­жить на M = левая круг­лая скоб­ка 1 минус a в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка NM.

Чтобы двой­ное не­ра­вен­ство a в квад­ра­те NM мень­ше или равно P мень­ше или равно левая круг­лая скоб­ка 1 минус a в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка NM вы­пол­ня­лось, долж­но быть a в квад­ра­те мень­ше или равно 1 минус a в квад­ра­те , то есть a в квад­ра­те мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

Для пунк­та а) это усло­вие вы­пол­ня­ет­ся:  левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , сле­до­ва­тель­но, такая си­ту­а­ция воз­мож­на. Для пунк­тов б) и в) это усло­вие не вы­пол­ня­ет­ся, и такая си­ту­а­ция не­воз­мож­на.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щий ре­зуль­та­тов:

―  обос­но­ван­ное ре­ше­ние в п. а;

―  при­мер в п. б;

―  ис­ко­мая оцен­ка в п. в;

―  при­мер в п. в, обес­пе­чи­ва­ю­щий точ­ность преды­ду­щей оцен­ки

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 31
Классификатор алгебры: Сю­жет­ные за­да­чи: кино, театр, мотки верёвки