
а) В классе была дана контрольная. Известно, что по крайней мере две трети задач этой контрольной оказались трудными: каждую такую задачу не решили по крайней мере две трети школьников. Известно также, что по крайней мере две трети школьников класса написали контрольную хорошо: каждый такой школьник решил по крайней мере две трети задач контрольной. Могло ли такое быть?
б) Изменится ли ответ в этой задаче, если заменить везде в ее условии две трети на три четверти?
в) Изменится ли ответ в этой задаче, если заменить везде в ее условии две трети на семь девятых?
Решение. а) Пусть ровно треть задач легкие, а остальные — трудные. Пусть треть школьников решит все легкие задачи и ровно половину трудных, а другая треть школьников решит все легкие задачи и другую половину трудных. Последняя треть школьников пусть не решит ничего. Тогда все условия выполнены.
Другой пример. Пусть на контрольной было три задачи, а в классе три школьника, причем первый решил первую и вторую задачи, второй решил вторую и третью задачи, а третий школьник ничего не решил. Все условия выполнены: первая и третья задачи — трудные, двое школьников справились с двумя из трех задач.
б) Пусть всего задач — З, решенных задач — Р, а школьников Ш человек. Если три четверти школьников решили не меньше трех четвертей задач, то общее число решенных задач удовлетворяет неравенству
Р ≥ З ·
Ш =
З · Ш.
С другой стороны, каждую трудную задачу решило не более четверти учеников, и таких задач было не меньше трех четвертей от общего числа задач, поэтому число решенных трудных задач не превосходит З · Ш. Легких задач при этом было не более одной четверти, и даже если каждую легкую задачу решили все ученики, весь класс решил не более
Р ≤ З · Ш +
З · Ш =
З · Ш
задач. Между полученными неравенствами противоречие.
Другое решение пункта б). Пусть число трудных задач Т, легких задач — Л, а другие обозначения такие же как ранее. Тогда
0,75(Т + Л) · 0,75Ш ≤ Р,
Р ≤ Л ·Ш + 0,25Ш · 0,75(Т + Л),
поскольку
Р ≤ ШЛ + 1/4 ШТ,
причем
Т ≥ 3/4(Т + Л).
Из полученных оценок следует неравенство:
0,75(Т + Л) · 0,75Ш ≤ Л ·Ш + 0,25Ш · 0,75(Т + Л).
Поделим все на 0,25Ш и преобразуем неравенство:
2,25Т + 2,25Л ≤ 4Л + 0,75Т + 0,75Л,
но тогда 3Т ≤ 5Л, а по условию должно выполняться неравенство Т ≥ 3Л. Противоречие.
в) Аналогично получаем неравенства:
(Т + Л) ·
Ш ≤ Р,
Р ≤ Л · Ш +
Ш ·
(Т + Л).
После преобразований получаем, что, с одной стороны, Т ≤ 0,8Л, а с другой, по условию, Т ≥ 3,5Л. Противоречие.
Ответ: а) да; б) да, изменится; в) да, изменится.
Приведем решение задачи в общем виде.
Пусть: M — количество писавших работу школьников, N — количество задач в работе, a — минимальная доля трудных задач, равная по условию минимальной доле школьников, успешно написавших контрольную работу, то есть решивших не менее, чем aN задач. Пусть также P — общее количество решенных задач. Тогда
С другой стороны, aN задач (трудных) решили не более чем (1 − a)M школьников, и если даже остальные задачи решат все школьники, то
Чтобы двойное неравенство выполнялось, должно быть
то есть
Для пункта а) это условие выполняется: следовательно, такая ситуация возможна. Для пунктов б) и в) это условие не выполняется, и такая ситуация невозможна.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Верно получены все перечисленные (см. критерий на 1 балл) результаты | 4 |
| Верно получены три из перечисленных (см. критерий на 1 балл) результатов | 3 |
| Верно получены два из перечисленных (см. критерий на 1 балл) результатов | 2 |
| Верно получен один из следующий результатов: ― обоснованное решение в п. а; ― пример в п. б; ― искомая оценка в п. в; ― пример в п. в, обеспечивающий точность предыдущей оценки | 1 |
| Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше | 0 |
| Максимальный балл | 4 |
PDF-версии: