Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д19 C7 № 505953
i

Тре­бу­ет­ся сде­лать набор гирек, каж­дая из ко­то­рых весит целое число грам­мов, с по­мо­щью ко­то­рых можно взве­сить любой целый вес от 1 грам­ма до 55 грам­мов вклю­чи­тель­но даже в том слу­чае, если не­ко­то­рые гирь­ки по­те­ря­ны (гирь­ки кла­дут­ся на одну чашку весов, из­ме­ря­е­мый вес  — на дру­гую).

а)  не­об­хо­ди­мо по­до­брать 10 гирек, из ко­то­рых может быть по­те­ря­на любая одна;

б)  не­об­хо­ди­мо по­до­брать 12 гирек, из ко­то­рых могут быть по­те­ря­ны любые две. (В обоих слу­ча­ях до­ка­жи­те, что най­ден­ный Вами набор гирек об­ла­да­ет тре­бу­е­мы­ми свой­ства­ми.)

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Рас­смот­рим пер­вые де­сять чисел Фи­бо­нач­чи (это члены по­сле­до­ва­тель­но­сти, ко­то­рая за­да­ет­ся фор­му­лой: a_1=a_2=1, a_n плюс 2=a_n плюс 1 плюс a_n). Это числа 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55. До­ка­жем, что набор гирек с та­ки­ми ве­са­ми удо­вле­тво­ря­ет усло­вию за­да­чи. Ясно, что с по­мо­щью дан­ных де­ся­ти гирек можно на­брать любую массу от 1 до 55. Пусть те­перь мы по­те­ря­ли гирь­ку с но­ме­ром k. Тогда из гирек можно на­брать любую массу от 1 до

a_1 плюс a_2 плюс умно­жить на s плюс a_k минус 1= левая круг­лая скоб­ка a_3 минус a_2 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс левая круг­лая скоб­ка a_4 минус a_3 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс умно­жить на s плюс левая круг­лая скоб­ка a_k плюс 1 минус a_k пра­вая круг­лая скоб­ка =a_k плюс 1 минус a_2=a_k плюс 1 минус 1.

До­ба­вим те­перь гирю с но­ме­ром k плюс 1. Тогда по­лу­чит­ся на­брать любую массу от 1 до a_k плюс 1 плюс a_k плюс 1 минус 1 боль­ше или равно a_k плюс 1 Ана­ло­гич­но, до­бав­ляя по гирь­ке, можно на­брать любую массу вплоть до 55. Если же по­те­ря­на самая тя­же­лая гиря, то можно на­брать любой вес от 1 до a_1 плюс a плюс 2 плюс умно­жить на s плюс a_9 боль­ше 55.

б)  Рас­смот­рим те­перь не­мно­го дру­гую по­сле­до­ва­тель­ность: a_1=a_2=a_3=1,a_n плюс 3=a_n плюс 2 плюс a_n. Возь­мем набор гирек, веса ко­то­рых равны пер­вым две­на­дца­ти чле­нам этой по­сле­до­ва­тель­но­сти: 1, 1, 1, 2, 3, 4, 6, 9, 13, 19, 28, 41. Такой набор удо­вле­тво­ря­ет усло­вию за­да­чи. До­ка­за­тель­ство ана­ло­гич­но пунк­ту а).

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты.4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щий ре­зуль­та­тов:

— обос­но­ван­ное ре­ше­ние в п. а;

— при­мер в п. б;

— ис­ко­мая оцен­ка в п. в;

— при­мер в п. в, обес­пе­чи­ва­ю­щий точ­ность преды­ду­щей оцен­ки.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 18
Классификатор алгебры: Сю­жет­ные за­да­чи: кино, театр, мотки верёвки