Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д19 C7 № 505917
i

По­след­нюю цифру ше­сти­знач­но­го числа пе­ре­ста­ви­ли в на­ча­ло (на­при­мер 123456  — 612345), и по­лу­чен­ное ше­сти­знач­ное число при­ба­ви­ли к ис­ход­но­му числу. Какие числа из про­ме­жут­ка [891870; 891899] могли по­лу­чить­ся в ре­зуль­та­те сло­же­ния?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пусть де­ся­тич­ная за­пись ше­сти­знач­но­го числа та­ко­ва: \overlineabcde f. Тогда оно равно

100000a плюс 10000b плюс 1000c плюс 100d плюс 10e плюс f.

А после пе­ре­ста­нов­ки по­след­ней цифры в на­ча­ло по­лу­ча­ет­ся число 100000f плюс 10000a плюс 1000b плюс 100c плюс 10d плюс e. Найдём сумму ис­ход­но­го и изменённого чисел:

S=110000a плюс 11000b плюс 1100c плюс 110d плюс 11e плюс 100001f=
=11 левая круг­лая скоб­ка 10000a плюс 1000b плюс 100c плюс 10d плюс e плюс 9091f пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 1 пра­вая круг­лая скоб­ка

Таким об­ра­зом, сумма будет де­лить­ся на 11 вне за­ви­си­мо­сти от пер­во­на­чаль­но­го ше­сти­знач­но­го числа.

Из про­ме­жут­ка [891870; 891899] на 11 де­лят­ся толь­ко числа 891880 и 891891. Про­ве­рим каж­дое из них.

Пусть ис­ход­ное число имело по­след­нюю цифру f. Тогда его можно за­пи­сать в виде 10k плюс f, где k  — на­ту­раль­ное пя­ти­знач­ное число. Тогда сумму ис­ход­но­го числа и из­ме­нен­но­го числа из ра­вен­ства (1) можно за­пи­сать так: S=11k плюс 100001f. Рас­смот­рим урав­не­ние: 11k плюс 100001f=891880 \to k плюс 9091f=81080. Пусть f=1, тогда k=71989. Зна­чит, число 891880 могло по­лу­чить­ся. Ана­ло­гич­но по­лу­ча­ем урав­не­ние 11k плюс 100001f=891891 \to k плюс 9091f=81081. Пусть f=1, тогда k=71990. Зна­чит, число 891891 могло по­лу­чить­ся.

 

Ответ: 891880 и 891891.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты.4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щих ре­зуль­та­тов:

  — при­мер в п. а;

  — обос­но­ван­ное ре­ше­ние п. б;

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что S может при­ни­мать все целые зна­че­ния (от­лич­ные от −1 и 1);

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что ра­вен­ства S = −1 и S = 1 не­воз­мож­ны.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 12
Классификатор алгебры: Числа и их свой­ства