а) Решите уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку
а) Воспользуемся основным тригонометрическим тождеством, разложим на множители:
Приравняем к нулю первый множитель
Второй множитель равен нулю, если Покажем три способа решения уравнений такого вида, два из которых даны в примечании. Перейдём к синусу и косинусу половинного аргумента с использованием основного тригонометрического тождества:
б) Мы ищем корни, расположенные в четвертой, первой четвертях и первой половине второй четверти единичной окружности. В четвертой четверти расположен единственный корень который получается из серии корней
при
Все корни серии расположены в третьей четверти, следовательно, ни один корень данной серии не «попадает» в заданный промежуток.
Рассмотрим серию корней Покажем, что корень
расположен в первой четверти. Заметим:
так как
А это значит, что
Тогда
Значит,
— искомый корень.
Докажем, что из серии корней корней, принадлежащих заданному отрезку, получить нельзя. Для этого достаточно показать, что при любом
корни этой серии будут расположены в третьей четверти единичной окружности.
Действительно,
Тогда
##
Ответ: а) б)
Примечание.
Укажем ещё два способа решения уравнения
Способ 2. Введение вспомогательного аргумента. Уравнение перепишем так: Оно имеет вид:
Разделим обе части уравнения на т. е. на
Получим:
Введем вспомогательный аргумент:
Так как
то в качестве
можно взять
Обратим внимание на то, что «внешний вид» множества корней уравнения полученных разными способами, отличаются друг от друга. Однако, корни на самом деле тождественно совпадают. В этом можно убедиться, вычислив их значения при
Для этого можно использовать самый примитивный способ, известный учащимся из курса геометрии основной общеобразовательной школы (9 класс), переходя к угловому аргументу и используя четырехзначные математические таблицы. Найдем градусные меры углов поворота из серии корней и
при
Теперь найдем градусные меры углов поворота из серий корней при
Как видим, полученные результаты совпали с точностью до одной минуты.
Способ 3. Применение универсальной тригонометрической подстановки. Известно, что синус, косинус, тангенс, котангенс аргумента x можно выразить через тангенс половинного аргумента:
Применим этот метод для решения уравнения Получим:
Для удобства обозначим переменной
Тогда будем иметь:
Мы пришли к такому же уравнению относительно как и при первом способе.
Применение метода универсальной подстановки может привести к потере решений из-за перехода к тангенсу половинного аргумента, который не имеет смысла при т. е. при
Говоря по-другому, такая потеря решений возможна, если числа вида
являются корнями исходного уравнения, но они потеряны из-за замены выражений
выражениями, содержащими тангенс половинного аргумента в соответствии с формулами (**), приведенными выше. Если действительно произошла такая потеря, то потерянные решения восстанавливают. Для этого достаточно проверить, не являются ли числа вида
корнями исходного уравнения.
В нашем случае такая замена применена к уравнению Сделаем проверку. Если
то
значит, должно выполняться равенство -2+1=0. Так как равенство оказалось неверным, то потери решений при использовании универсальной тригонометрической подстановки не произошло.
Замечания.
1. При решении уравнения методом введения дополнительного аргумента надо учесть, что метод применим только в том случае, если выполняется условие
То, что
свидетельствует о том, что уравнение
решений не имеет.
2. Доказательство формул трудности не представляет:

