Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д19 C7 № 505657
i

n школь­ни­ков хотят раз­де­лить по­ров­ну m оди­на­ко­вых шо­ко­ла­док, при этом

каж­дую шо­ко­лад­ку можно раз­ло­мить не более од­но­го раза.

а)  При каких n это воз­мож­но, если m = 9?

б)  При каких n и m это воз­мож­но?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Решим сразу пункт б).

Рас­по­ло­жим m шо­ко­ла­док одну за дру­гой в одну линию и раз­ре­жем по­лу­чив­шу­ю­ся шо­ко­лад­ную по­ло­су рав­но­мер­но на n рав­ных ча­стей. Будем счи­тать, что длина шо­ко­лад­ки равна n. Каж­дый школь­ник дол­жен по­лу­чить пор­цию длины m. Если n мень­ше или равно m, то длина пор­ции будет не мень­ше n. Сле­до­ва­тель­но, по каж­дой шо­ко­лад­ке пройдёт не более од­но­го раз­ре­за.

Пусть n=m плюс d, где d  — де­ли­тель m. В этом слу­чае длина пор­ции равна n минус d. При опи­сан­ном спо­со­бе раз­де­ла каж­дая шо­ко­лад­ка де­лит­ся на части длины, крат­ной d, зна­чит, рас­сто­я­ние от линии раз­ре­за до края шо­ко­лад­ки не мень­ше d. Два раз­ре­за, про­хо­дя­щие по одной шо­ко­лад­ке, вы­ре­за­ли бы из неё часть, не боль­шую n минус 2d, что мень­ше пор­ции. Зна­чит, каж­дая шо­ко­лад­ка ока­жет­ся раз­ре­зан­ной не более од­но­го раза.

До­ка­жем, что дру­гих пар  левая круг­лая скоб­ка n,m пра­вая круг­лая скоб­ка нет. Пусть n=m плюс d и уда­лось раз­де­лить шо­ко­лад­ки с со­блю­де­ни­ем усло­вий. До­ка­жем, что длины всех ку­соч­ков, а сле­до­ва­тель­но, и m крат­ны d. Пусть это не так. Рас­смот­рим кусок наи­мень­шей длины r, не крат­ной d. Тогда есть кусок длины n минус r. Тот, кто его по­лу­чил, также по­лу­чил кусок длины, не боль­шей m минус левая круг­лая скоб­ка n минус r пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше r, не крат­ный d. Про­ти­во­ре­чие. Зна­чит, m крат­но d. Те­перь ясно, какой ответ в пунк­тах а) и б).

а)  при n  =  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 18.

б)  при n мень­ше или равно m или при n минус m минус НОД левая круг­лая скоб­ка m,n пра­вая круг­лая скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты.4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щий ре­зуль­та­тов:

— обос­но­ван­ное ре­ше­ние в п. а;

— при­мер в п. б;

— ис­ко­мая оцен­ка в п. в;

— при­мер в п. в, обес­пе­чи­ва­ю­щий точ­ность преды­ду­щей оцен­ки.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 50
Классификатор алгебры: Сю­жет­ные за­да­чи: кино, театр, мотки верёвки