Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д19 C7 № 511889
i

На про­ек­те «Вышка» каж­дый пры­жок в воду оце­ни­ва­ют пять судей. При этом каж­дый судья вы­став­ля­ет оцен­ку  — целое число бал­лов от 0 до 6 вклю­чи­тель­но. Из­вест­но, что за пры­жок Ти­му­ра Ла­сточ­ки­на все члены жюри вы­ста­ви­ли раз­лич­ные оцен­ки. По ста­рой си­сте­ме оце­ни­ва­ния ито­го­вый балл за пры­жок опре­де­лял­ся как сред­нее ариф­ме­ти­че­ское всех оце­нок судей. По новой си­сте­ме оце­ни­ва­ния ито­го­вый балл вы­чис­ля­ет­ся сле­ду­ю­щим об­ра­зом: от­бра­сы­ва­ют­ся наи­мень­шая и наи­боль­шая оцен­ки, и счи­та­ет­ся сред­нее ариф­ме­ти­че­ское трех остав­ших­ся оце­нок.

А)  Может ли раз­ность ито­го­вых бал­лов, вы­чис­лен­ных по ста­рой и новой си­сте­мам оце­ни­ва­ния, быть рав­ной 1/10?

Б)  Может ли раз­ность ито­го­вых бал­лов, вы­чис­лен­ных по ста­рой и новой си­сте­мам оце­ни­ва­ния, быть рав­ной 1/15?

В)  Най­ди­те наи­боль­шее воз­мож­ное зна­че­ние раз­но­сти ито­го­вых бал­лов, вы­чис­лен­ных по ста­рой и новой си­сте­мам оце­ни­ва­ния.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Упо­ря­до­чим по воз­рас­та­нию оцен­ки, вы­став­лен­ные су­дья­ми: a_1 мень­ше a_2 мень­ше a_3 мень­ше a_4 мень­ше a_5. Тогда раз­ность ито­го­вых бал­лов, вы­чис­лен­ных по ста­рой и новой си­сте­мам оце­ни­ва­ния равна

 дробь: чис­ли­тель: a_1 плюс a_2 плюс a_3 плюс a_4 плюс a_5, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби минус дробь: чис­ли­тель: a_2 плюс a_3 плюс a_4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

а)  По­лу­ча­ем ра­вен­ство:

 дробь: чис­ли­тель: a_1 плюс a_2 плюс a_3 плюс a_4 плюс a_5, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби минус дробь: чис­ли­тель: a_2 плюс a_3 плюс a_4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 10 конец дроби .

Пре­об­ра­зо­вы­вая его, по­лу­ча­ем, что 10 левая круг­лая скоб­ка 3a_1 минус 2a_2 минус 2a_3 минус 2a_4 плюс 3a_5 пра­вая круг­лая скоб­ка =15. Слева стоит чет­ное число, а слева  — не­чет­ное. Про­ти­во­ре­чие.

б)  По­лу­ча­ем ра­вен­ство:

 дробь: чис­ли­тель: a_1 плюс a_2 плюс a_3 плюс a_4 плюс a_5, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби минус дробь: чис­ли­тель: a_2 плюс a_3 плюс a_4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 15 конец дроби .

Пре­об­ра­зо­вы­вая его, по­лу­ча­ем, что 3a_1 плюс 3a_5=2a_2 плюс 2a_3 плюс 2a_4 плюс 1. На­при­мер, го­дят­ся такие числа: a_1=1, a_2=2, a_3=3, a_4=5, a_5=6.

в)  Раз­ность ито­го­вых бал­лов, вы­чис­лен­ных по ста­рой и новой си­сте­мам оце­ни­ва­ния равна

 дробь: чис­ли­тель: 3a_1 минус 2a_2 минус 2a_3 минус 2a_4 плюс 3a_5, зна­ме­на­тель: 15 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: a_1 плюс a_5, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби минус 2 дробь: чис­ли­тель: a_2 плюс a_3 плюс a_4, зна­ме­на­тель: 15 конец дроби .

Пусть a_1=2,a_5=6, тогда ис­ко­мая раз­ность равна 0. Пусть a_1=1, тогда ис­ко­мая раз­ность не боль­ше, чем  дробь: чис­ли­тель: 7, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби минус дробь: чис­ли­тель: 2 умно­жить на 9, зна­ме­на­тель: 15 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби . Если a_1=0, то ис­ко­мая раз­ность не боль­ше, чем  дробь: чис­ли­тель: 0 плюс 6, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби минус дробь: чис­ли­тель: 2 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка 1 плюс 2 плюс 3 пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: 15 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби . Ясно, что это зна­че­ние до­сти­жи­мо, если оцен­ки равны 0, 1, 2, 3, 6.

 

Ответ: а) нет; б) да; в) 0,4.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Верно по­лу­че­ны все пе­ре­чис­лен­ные (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­ты.4
Верно по­лу­че­ны три из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.3
Верно по­лу­че­ны два из пе­ре­чис­лен­ных (см. кри­те­рий на 1 балл) ре­зуль­та­тов.2
Верно по­лу­чен один из сле­ду­ю­щих ре­зуль­та­тов:

  — при­мер в п. а;

  — обос­но­ван­ное ре­ше­ние п. б;

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что S может при­ни­мать все целые зна­че­ния (от­лич­ные от −1 и 1);

  — обос­но­ва­ние в п. в того, что ра­вен­ства S = −1 и S = 1 не­воз­мож­ны.

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, пе­ре­чис­лен­ных выше.0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: А. Ларин: Тре­ни­ро­воч­ный ва­ри­ант № 116
Классификатор алгебры: Числа и их свой­ства