Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

В ос­но­ва­нии пря­мой приз­мы ABCDA1B1C1D1 лежит квад­рат ABCD со сто­ро­ной 2, а вы­со­та приз­мы равна 1. Точка E лежит на диа­го­на­ли BD1, причём BE  =  1.

а)  По­строй­те се­че­ние приз­мы плос­ко­стью A1C1E.

б)  Най­ди­те угол между плос­ко­стью се­че­ния и плос­ко­стью ABC.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Рас­смот­рим се­че­ние приз­мы плос­ко­стью ABC1D1. Точка Е лежит в этой плос­ко­сти вме­сте с пря­мой BD1. Сле­до­ва­тель­но, пря­мые AB и C_1E также лежат в этой плос­ко­сти. Пусть они пе­ре­се­ка­ют­ся в точке M, таким об­ра­зом, точка M также лежит в ис­ко­мом се­че­нии. Ана­ло­гич­но, BC и A_1E лежат в се­че­нии BCA1D1 и пе­ре­се­ка­ют­ся в точке N. Тра­пе­ция A_1C_1NM  — ис­ко­мое се­че­ние.

б)  Диа­го­наль приз­мы равна BD_1= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 в квад­ра­те плюс 2 в квад­ра­те плюс 2 в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та =3, а BE=1. По­это­му  дробь: чис­ли­тель: BE, зна­ме­на­тель: ED_1 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби . Из по­до­бия тре­уголь­ни­ков D1C1E и BME на­хо­дим, что  дробь: чис­ли­тель: BM, зна­ме­на­тель: D_1C_1 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , от­ку­да BM = MA = 1. Ана­ло­гич­но, BN=1, тре­уголь­ник BMN  — рав­но­бед­рен­ный. Опу­стим пер­пен­ди­ку­ляр AH на пря­мую MN. По тео­ре­ме о трёх пер­пен­ди­ку­ля­рах A_1H\perp MN, и, зна­чит, \angle A_1HA  — ис­ко­мый угол.

Из тре­уголь­ни­ка AHM, по­доб­но­го BMN, на­хо­дим, что AH= дробь: чис­ли­тель: AM, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец дроби . Тогда tg\angle A_1HA= дробь: чис­ли­тель: AA_1, зна­ме­на­тель: AH конец дроби = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та .

 

Ответ: б)  арк­тан­генс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та .

 

 

При­ве­дем ре­ше­ние Ивана Ива­но­ва из Вла­ди­во­сто­ка.

а)  Пусть F  — точка пе­ре­се­че­ния диа­го­на­лей квад­ра­та A1B1C1D1. Плос­кость се­че­ния пе­ре­се­ка­ет­ся с плос­ко­стью BB1D1D по пря­мой FE, по­сколь­ку пря­мая A1C1 и точка E при­над­ле­жат плос­ко­сти се­че­ния. Пусть G  — точка пе­ре­се­че­ния пря­мых FE и BD. Эта точка при­над­ле­жит плос­ко­сти се­че­ния и плос­ко­сти ABCD. По тео­ре­ме Пи­фа­го­ра на­хо­дим BD1  =  3. Зна­чит, D1E  =  3 – 1  =  2. Тре­уголь­ни­ки BEG и D1EF по­доб­ны по двум углам. Ко­эф­фи­ци­ент по­до­бия равен  дробь: чис­ли­тель: BE, зна­ме­на­тель: D_1E конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби . Из по­до­бия этих тре­уголь­ни­ков на­хо­дим  BG = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби D_1F = дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

Так как плос­ко­сти верх­не­го и ниж­не­го ос­но­ва­ний приз­мы па­рал­лель­ны, плос­кость се­че­ния пе­ре­се­ка­ет плос­кость ABCD по про­хо­дя­щей через точку G пря­мой, ко­то­рая па­рал­лель­на диа­го­на­ли квад­ра­та AC, ко­то­рая, в свою оче­редь, па­рал­лель­на A1C1. Пусть эта пря­мая пе­ре­се­ка­ет сто­ро­ны AB и BC в точ­ках M и N со­от­вет­ствен­но. По­сколь­ку  BG = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби BD, от­ре­зок MN  — сред­няя линия тре­уголь­ни­ка ABC. По­это­му BM  =  BN  =  1. Таким об­ра­зом, по­стро­е­но ис­ко­мое се­че­ние  — тра­пе­ция A1C1NM.

б)  Пусть P  — точка пе­ре­се­че­ния диа­го­на­лей квад­ра­та ABCD. Тогда  PG = дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби . Вы­чис­лим тан­генс ис­ко­мо­го угла:

 тан­генс \angle FGP = дробь: чис­ли­тель: FP, зна­ме­на­тель: PG конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби конец дроби = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та ,

от­ку­да ис­ко­мый угол равен  арк­тан­генс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та a) и обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б)3
По­лу­чен обос­но­ван­ный ответ в пунк­те б)

ИЛИ

име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а) и при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки

2
Име­ет­ся вер­ное до­ка­за­тель­ство утвер­жде­ния пунк­та а)

ИЛИ

при обос­но­ван­ном ре­ше­нии пунк­та б) по­лу­чен не­вер­ный ответ из-за ариф­ме­ти­че­ской ошиб­ки,

ИЛИ

обос­но­ван­но по­лу­чен вер­ный ответ в пунк­те б) с ис­поль­зо­ва­ни­ем утвер­жде­ния пунк­та а), при этом пункт а) не вы­пол­нен

1
Ре­ше­ние не со­от­вет­ству­ет ни од­но­му из кри­те­ри­ев, при­ведённых выше0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2015 по ма­те­ма­ти­ке. Про­филь­ный уро­вень
Методы геометрии: Тео­ре­ма о трёх пер­пен­ди­ку­ля­рах
Классификатор стереометрии: По­стро­е­ния в про­стран­стве, Се­че­ние  — тра­пе­ция, Се­че­ние, про­хо­дя­щее через три точки