
Целые числа от 2 до 11 записаны в строчку в некотором порядке. Всегда ли можно вычеркнуть несколько чисел так, чтобы осталось:
а) три числа в порядке возрастания или в порядке убывания?
б) пять чисел в порядке возрастания или в порядке убывания?
в) четыре числа в порядке возрастания или в порядке убывания?
Решение. а) Да. Возьмем число 11. C одной стороны от него минимум 5 чисел. Если два из них упорядочены так, что к ним можно добавить 11 — получилось три числа. Если же все их пары упорядочены иначе, то все эти пять или более чисел упорядочены.
б) Нет. Например, для 9, 10, 6, 3, 2, 11, 4, 5, 8, 7 это невозможно. Докажем это.
Если выбирать числа в порядке возрастания, то можно взять максимум одно число из каждого из следующих наборов — (9, 6, 3, 2), (10, 8, 7), (11, 5) и 4, поэтому чисел будет не более четырех.
Если выбирать их в порядке убывания, то аналогично можно взять максимум одно число из каждого из следующих наборов — (9, 10, 11), (6, 8), (3, 4, 5, 7) и 2, поэтому чисел будет не более четырех.
в) Да. Напишем под каждым числом длину максимальной возрастающей и максимальной убывающей последовательности, начинающейся с этого числа. Например для примера пункта б под числом 6 будет написано (2; 3). Для двух чисел эти пары не могут совпадать. Пусть, например, a записано раньше b и тогда к возрастающей последовательности, начинающейся с b, можно в начало добавить a, поэтому для a длина максимальной убывающей последовательности будет больше. Аналогично если
то можно будет удлинить убывающую последовательность.
Если выбрать последовательность из четырех чисел нельзя, то все подписанные числа не превосходят трех. Но пар таких чисел есть всего 9, Значит, для каких-то из 10 чисел пары совпадут. Противоречие.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Верно получены все перечисленные (см. критерий на 1 балл) результаты. | 4 |
| Верно получены три из перечисленных (см. критерий на 1 балл) результатов. | 3 |
| Верно получены два из перечисленных (см. критерий на 1 балл) результатов. | 2 |
| Верно получен один из следующих результатов: — пример в п. а; — обоснованное решение п. б; — обоснование в п. в того, что S может принимать все целые значения (отличные от −1 и 1); — обоснование в п. в того, что равенства S = −1 и S = 1 невозможны. | 1 |
| Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше. | 0 |
| Максимальный балл | 4 |
PDF-версии: